ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ФОТОПРОЕКТ / мИХАЛ ШИМКО И ДОМИНИКА хМЕЛЕВСКАЯ / ПОЛЬША

ФОТОПРОЕКТ
«ЛЕМКО. БЕЗЫМЯННЫЕ»

А какую Лемковщину ты в себе носишь? Ты знаешь, откуда ты, и помнишь
ли ты о своих корнях?
Проект «Лемки. Безымянные» ведет через различные сферы жизни малочисленной польской народности лемко: рождение — жизнь — депортация — тоска — возвращение / познание новой жизни — смерть пустота / память. Используя коллаж, художники оживляют заброшенные деревни.

Фотографии, сделанные в 2020 году, показывают, что бывшая Лемковщина исчезла навсегда. Используя архивные фотографии лемков, создатели задаются вопросом, что бы произошло, если бы депортации никогда не происходили? Будут ли люди и их хижины повсюду
на окружающем ландшафте?

Сегодня Лемки являются одним из четырех официально признанных этнических меньшинств в Польше. Согласно предыдущей национальной переписи населения 2002 года, численность лемков составляла 5850 человек.
В близлежащей Незнаёве, в Малой Польше, находится обширная и пустая долина, а до войны здесь была довольно большая деревня лемков.
Самым трагическим периодом в истории Лемковщины была Вторая мировая война. Это было время фактической ликвидации лемков. Акции по переселению людей в 1944-46 годах затронули около 65% населения.
С помощью метафорического красного круга создается новая Лемковщина. В культуре круг символизирует Бога, закон, бесконечность, абсолют, вечность, совершенство, внутреннее единство, гармонию, равновесие, точность, полноту, Небо, Солнце, душу, духовную стихию, женскую стихию, время, защиту от демонов. Это то, что переносит зрителя в несуществующий, созданный мир, который хотели бы видеть современные лемки. Его нет в пределах территориальных границ изученного Подкарпатья, но он находится в сердцах и воспоминаниях лемков, которые там живут.
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР» ЭТО МЕСТО, ГДЕ ТЫ ОТКРЫВАЕШЬ СЕБЯ ЗАНОВО. ДЛЯ МЕНЯ, КАК ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, БЫЛО КРАЙНЕ ВАЖНО ПОКАЗАТЬ СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ ЭРМИТАЖА, ВЕДЬ ЭТОТ МУЗЕЙ ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА. БЛАГОДАРЯ ПРОШЛОЙ ПОЕЗДКЕ В ПСКОВ, Я ЛУЧШЕ УЗНАЛ РОССИЮ И ЕЕ ЖИТЕЛЕЙ, А ВПОСЛЕДСТВИИ НАПИСАЛ СЕРИЮ СТАТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОКАЗАЛИ ПОЛЯКАМ ВСЮ КРАСОТУ ЭТОЙ СТРАНЫ. НАДЕЮСЬ, ЧТО НОВАЯ ВСТРЕЧА ПОМОЖЕТ МНЕ УГЛУБИТЬСЯ В ИЗУЧЕНИЕ РОССИИ.
Михал Шимко
МИХАЛ ШИМКО
Искусствовед и журналист, докторант Люблинского университета имени Марии Кюри-Склодовской в области культурологии. Он готовит докторскую диссертацию по проблеме идентичности в лемковском и русском искусстве. Публикуется в крупнейших польских журналах - whiteMAD, Uroda Życia, Podróże, Zwykłe Życie.

В 2019 году он опубликовал репортерскую книгу «Далеко / близко. Рассказы о том, как догнать мир».
Связаться с Михалом
— Что подтолкнуло вас к созданию проекта?
На протяжении двух лет мы работали с Доминикой Хмелевской над этим проектом, который особенно для меня важен, так как связан с историей лемков, с акцией «Висла», ассимиляцией поляков. Проект очень личный. Мой отец — лемко, и именно он привил мне осознанность. будучи нашим гидом с невероятно ценными знаниями, сопровождал нас во всех поездках. Он рассказывал о том, как его бабушка и дедушка, которые были депортированы, став частью акции «Висла», вернулись обратно и обосновались на опустошенном месте. А кто теперь будет говорить о лемках, если не молодое поколение?
— Вы уже участвовали в «Диалоге культур» в прошлом году, какие были ваши первые впечатления от Эрмитажа и Санкт-Петербурга?
Форум кардинально повлиял на мое профессиональное развитие: я встретил многих журналистов, чьи увлечения меня очень вдохновили. Я могу официально подтвердить, что наш проект прошел все возможные конкурсы и теперь снова будет показан в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Наши коллажи окажутся рядом с Шагалом, Малевичем, Риверой, и это действительно очень важно.
ДОМИНИКА ХМЕЛЕВСКАЯ
Студентка третьего курса Социальной академии наук в Варшаве. Увлечена брендингом и созданием визуальных идентичностей, в своей работе она чаще всего использует форму широко понимаемого коллажа.

Она публиковалась в Wizje, Szajn, Stoner Polski, ŚSG, Drobiazgach. Она создала иллюстрации к книге Михаила Шимко «Далеко / близко».
Связаться с Доминикой
— Почему вы выбрали именно формат коллажа для визуализации идеи?
Потому что это очень простая форма художественного выражения, доступная каждому. Для этого не нужны особенные техники, не нужна теория. Коллаж может помочь добраться до подсознательного, понимать истории. Коллаж дает новую жизнь старой форме. Именно в этом и заключается проект.
— Как пандемия повлияла на процесс подготовки проекта?
Пандемия очень помогла нам в создании проекта. Через изоляцию и замкнутость мы смогли глубже проникнуть в предмет, отдать ему все свое «я».
А помнишь ли ты о своих корнях?