Работа с информацией во время пандемии COVID-19

Весь мир постепенно выходит из самоизоляции. За эти два месяца кардинально поменялся не только наш образ жизни, но и отношение к сообщениям, поступающим каждый день из СМИ и соцсетей.
Журналист Армен Баласанян делится с коллегами советами, которые помогут проанализировать информацию о вирусе, появляющуюся в медиапространстве во время и после пандемии, и подготовить на её основе собственные материалы.
В условиях сложившегося кризиса, вызванного инфекцией COVID-19, большая часть
человечества изменила привычный образ жизни. Еще 15-20 лет назад подобные
обстоятельства сильно затруднили бы повседневный порядок, а сейчас, благодаря
широкому распространению сети интернет, за считанные дни огромная часть трудовой и учебной деятельности перешла на дистанционный режим работы.
Школы, колледжи, университеты, компании, не cконцентрированные на ручном производстве, смогли неплохо адаптироваться в новых реалиях.
Такое явление по
отношению к информации, иллюстрирующее несоответствие действительности о COVID-
19, было отмечено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и получило название
«инфодемия».

Параллельно с развитием интернета традиционные медиа пережили значительную трансформацию –от классического консерватизма, когда новости мы могли смотреть только в определенные часы, например, вечерние новостные программы, до сегодняшних реалий, когда новости из любой точки мира доходят до нас мгновенно, а информационная повестка актуальна в течение нескольких минут. Новый информационный ритм оказал сильное влияние на нашу жизнь. Особенно ярко это проявилось во время вспышки коронавирусного заболевания, когда необходимость в интернет-коммуникациях коснулась даже тех, кто все еще оставался в стороне. И в этом пока не организованном и трудно контролируемом с правовой и этической точки зрения потоке информации появляется большое количество фейковых новостей. Пандемия COVID-19 послужила очередным поводом вспышки дезинформации, препятствующей борьбе со сложным, малоизученным заболеванием.
Наряду с онлайн вербовкой, киберпреступностью, инфодемия оказывает серьезное влияние на национальную безопасность, потому что эффект распространения информационного вируса во много раз быстрее и спрятаться от него невозможно. Вместе с объективными фактами сеть переполняют ложные сообщения и неподтверждённая информация. Отдельные публикации содержат в себе теории заговоров, типа массового чипирования людей или утечки бактериологического и химического оружия, угрозы продовольственного коллапса или призывы лечить коронавирус народными средствами.
Подобные сообщения создают недоверие, как к самой болезни, так и к медицинскому персоналу, у людей появляется боязнь вакцинации.

Во Франции, как и во многих других странах, особенно в первые недели карантина, имело место одна и та же ситуация – на витринах продовольственных магазинов буквально за считанные часы исчезали товары первой необходимости – макароны, мука, предметы личной гигиены. Поддавшись панике, создаваемой во многом благодаря социальным сетям, отдельным СМИ, люди бежали в магазины, чтобы скупить остаток товаров. В этот период времени многие пользователи соцсетей делились фотографиями своих запасов, выкладывали фото пустых прилавков и невероятных очередей у магазинов, тем самым усиливая панические настроения и подталкивая людей поторопиться в магазин.
От того как будет представлена повестка восприятия риска зависит сдерживание распространения случаев заболевания и вместе с этим предотвращение паники.
Интересным представляется то, что при чтении материалов о пандемии сразу же бросается в глаза неоправданно большое наличие таких слов как «смерть», «смертельный», «умершие», «убитые», «смертоносный». Это несет в массы, скорее, страх, панику, раскоординированность поступков, отсутствие логической последовательности, чем призыв к соблюдению осторожности, самоизоляции, личной гигиене. Пока нет лекарства, не разработана вакцина − на журналистах и блогерах лежит серьезная ответственность за здоровье населения и жизни людей. Журналист не должен стать источником ложной, непроверенной информации о коронавирусной инфекции, а напротив, минимизировать ее последствия.
Эффект инфодемии ещё надолго останется в сознании людей, но уже сейчас нанесен серьезный удар по системе здравоохранения, экономике, безопасности. Ведь инфодемия пагубно влияет на психическое состояние людей, создавая ощущение ожидания смерти, провоцируя ксенофобские настроения.
Сегодня во Франции и других европейских странах закончился строгий период карантина. Постепенно ситуация нормализуется, люди возвращаются в привычный ритм жизни, но потребуется немало времени, чтобы преодолеть последствия коронавирусной дезинформации, вернуть доверие людей к СМИ. Журналисты и блогеры, работающие с информацией во время пандемии должны осознавать свою миссию и нести полную ответственность за предоставленный материал.

4 ПРАВИЛА ТЕКСТА О ПАНДЕМИИ
Откажитесь от слова
«смерть»
Меньше используйте существительные, связанные со словом «смерть», так как человек инстинктивно боится всего, что его мозг считает угрозой для себя.
Не употребляйте
субъективные прилагательные
Авторам необходимо сократить употребление прилагательных − «убийственный», «смертельный», «летальный». Целью написания статьи должно быть не нагнетание страха, а предупреждение, призыв к соблюдению мер предосторожности.
Не используйте кликбейт-заголовки
Например, такие как заголовок статьи во французском журнале «Пари-матч» (« Paris Match »): «Мужчина убил свою супругу и затем покончил с собой из-за того что думал, что заражен коронавирусом» или «Потеряв работу в связи с коронавирусом, мужчина, утверждая, что «поговорил с Богом» выстрелил в свою подругу и покончил с собой».
Больше приводите статистические данные
Необходимо помнить, что официальные статистические данные воспринимаются более спокойно, чем подробное описание отдельных случаев.
Не специалисту не стоит подвергать анализу создавшуюся ситуацию вокруг коронавируса, достаточно будет только освещения происходящих событий.
Армен Баласанян
Автор материала, корреспондент французской газеты «Русский очевидец»
Статистика COVID-19 во Франции
по состоянию на утро 15 июня
194 153
Человека заразились коронавирусом
29 410
Человек скончались
72 982
Человека выздоровели