Богдан Оганнисян
Мастер хачкаров
г. Ванадзор
Богдан Оганнисян
Архитектор, мастер хачкаров
г. Ванадзор
Богдан Оганнисян профессиональный скульптор, но уже тридцать лет, как он занимается изготовлением хачкаров. Хачкарами называют армянские архитектурные памятники и святыни с резным изображением креста. Само слово «хачкар образовано из корней «хач» – «крест» и «кар» — камень.
Богдан Оганнисян профессиональный скульптор, но уже тридцать лет, как он занимается изготовлением хачкаров. Хачкарами называют армянские архитектурные памятники и святыни с резным изображением креста. Само слово «хачкар образовано из корней «хач» – «крест» и «кар» — камень.
«В моей мастерской много инструментов, они работают со мной и смеются со мной. Я вдохновлен ими, а они мной...»
С потолка свисают краны для подъема плит, а на широком столе лежат стелы, изделия для храма с изображением врат в рай, поделки из глины и гипса, зарисовки к будущим архитектурным памятникам, обложки из сухой древесины. У мастера карие смеющиеся глаза, с небольшими морщинками в уголках глаз от постоянной улыбки. Он имеет привычку активно жестикулировать руками при разговоре.
А когда мастер с восторгом начинает рассказывать про очередную работу, растягивает гласные, словно поет.

Фотограф: Денис Яковлев (Краснодар)
«Я работаю в мастерской уже 25 лет…»
На широкой стене мастерской висят бесконечные ряды инструментов. Архитектор относится к каждому из них с большой любовью. Все хачкары уникальны, сделаны в разных стилях, и в каждый заложен свой смысл, свое значение. Чтобы выполнить очередной завиток на камне мастер берет в руки инструмент прикладывает его к камню и быстрыми уверенными движениями стучит молотком по плите, выбивая узор.

Первый памятник, принесший известность Богдану Оганнисяну, разместили рядом с Адлерской школой. Произведение мастера выделяется использованием двух цветов камня туфа. После первого успеха мастер продолжил заниматься техникой хачкара и передавать свои знания всем желающим.
«Здесь есть все, чтобы творить и жить…»


Большой дом Богдана Оганнисяна служит местом для приема гостей и мастерской. Люди приходят туда, чтобы жить и творить вместе с мастером. Студия вмещает в себя работы архитектора, его учеников, друзей и родственников — целая галерея людей, посвятивших свою жизнь искусству: «Я с большой любовью обучаю тех, кто любит это дело, с большой любовью отдаю им все свои знания, чтобы они тоже кем-то стали».
Когда архитектор устает, он откладывает инструменты, достает ноты и поет. Так он отдыхает. В одной из комнат дома стоит стол, за которым мастер рисует картины в разных техниках. Мастер рисует, поет, лепит из глины и выбивает тонкие узоры из камня, постоянно находится в движении и бесконечно радуется жизни.

«Когда прошлое уходит уже нет ничего, что мы можем изменить. Когда будущее наступает, нет ничего, что мы можем предсказать . Нам всем стоит жить в настоящем. Я проживаю каждое мгновенье».
Когда архитектор устает, он откладывает инструменты, достает ноты и поет. Так он отдыхает. В одной из комнат дома стоит стол, за которым мастер рисует картины в разных техниках. Мастер рисует, поет, лепит из глины и выбивает тонкие узоры из камня, постоянно находится в движении и бесконечно радуется жизни.

«Когда прошлое уходит уже нет ничего, что мы можем изменить. Когда будущее наступает, нет ничего, что мы можем предсказать . Нам всем стоит жить в настоящем. Я проживаю каждое мгновенье».