Образовательный сад
Школа Ашота Блеяна
(г. Ереван)
Образовательный сад
Школа Ашота Блеяна
(г. Ереван)
Образовательный комплекс «Мхитар Себастаци»
Образовательный комплекс «Мхитар Себастаци»
Школа, в которой можно мастерить на гончарном круге, делать вино и заниматься робототехникой, а по утрам распевать вместе со всеми преподавателями народные песни. И никаких звонков, охраны и даже заборов. Свобода, творчество и среда – основные принципы образовательного комплекса Ашота Блеяна «Мхитар Себастаци» в Ереване. Возраст его учеников – от двух до двадцати лет, ведь помимо начальной, средней и старшей школы, в кластер входит детский сад и колледж.
Школа Блеяна является крупнейшей в республике. Сейчас в ней учится более 4000 человек: поступить можно без экзаменов, а желающих много. Это неудивительно, так как найти занятие по душе здесь может каждый. Помимо обязательных общеобразовательных предметов, таких как математика, русский и армянский язык, с третьего класса ученики сами выбирают себе дополнительные дисциплины и кружки, среди которых: музыка, пение, танцы, рисование, виноделие, кулинария, садоводство, гончарное мастерство, спортивные, творческие, инженерные, конструкторские секции и многие другие.
Данил Савченко (г. Волгоград)
Данил Савченко (г. Волгоград)
От мечты к школе
№ 183
От мечты к школе № 183
Ашот Блеян закончил физический факультет Ереванского государственного университета, потом какое-то время там работал. Однако у него была мечта – «превратить школу в образовательную среду». И в 1985 году он стал директором учебного заведения № 183, где вместе со своими заместителями Ашотом Манучаряном и Ашотом Дабагяном начал реализовывать задуманное. Так был создан проект образовательного кластера. Спустя четыре года правительство Армении учредило «Мхитар Себастаци».
Данил Савченко (г. Волгоград)
Мхитар Себастаци – аббат XVIII века, создавший на острове со своими собратьями монастырь, который впоследствии стал одним из мировых центров армянской культуры.
Мхитар Себастаци – аббат XVIII века, создавший на острове со своими собратьями монастырь, который впоследствии стал одним из мировых центров армянской культуры.
Такое название обусловлено сходством образовательной среды комплекса с аббатством, а увлечённых учителей – с настоятелями. «Нам пришлось взять на себя трудные начинания, такие как аббат Мхитар», – рассказывает директор. С самого начала приоритетом школы было медиаобразование. Постепенно получилось внедрить первые учебные компьютеры, была открыта типография и издательство.
Данил Савченко (г. Волгоград)
Традиции школы
Традиции школы
Важную роль в традициях образовательного кластера играет музыка. Утром все ученики вместе с преподавателями собираются в холле главного здания и распевают армянские народные песни. Так начинается каждый день в школе. «Народные песни помогают построению личности», – говорит преподавательница русского языка Жанна, а это, по мнению директора, одна из главных целей школы. Он считает, что в центре образовательного процесса должна находиться личность ученика.

В комплексе совершаются разные праздничные обряды, например, когда кто-то из преподавателей вступает в брак или когда в семье учителя рождается ребёнок. Такие события празднуются всей школой: её авторский коллектив исполняет песни и танцы. А каждый ноябрь здесь отмечают Дни кластера, подготовка к которым проходит в сентябре и октябре.
Ноябрь – мой самый любимый месяц. Мне нравится поздняя осень, когда немного холодно, когда нет легкомысленности лета, когда во всём есть некоторая серьёзность
Ашот Блеян
Директор образовательного комплекса
Ноябрь – мой самый любимый месяц. Мне нравится поздняя осень, когда немного холодно, когда нет легкомысленности лета, когда во всём есть некоторая серьёзность
Ашот Блеян
Директор образовательного комплекса
Данил Савченко (г. Волгоград)
Данил Савченко (г. Волгоград)
Музыкальная винодельня
Музыкальная винодельня
В одном из корпусов комплекса находится помещение со множеством винных бутылок и контейнеров с гроздьями винограда. Это школьная винодельня. Здесь 24 часа в сутки звучит музыка. Считается, что с ней напиток получится вкуснее и полезнее. Виноделы – ученики старшей школы. Получив необходимую теорию на занятиях, здесь они отрабатывают практические навыки. Выбирают нужные сорта винограда, давят его и разливают по бутылкам, этикетки к которым нарисованы ребятами вручную. К делу нужно подходить ответственно: вино потом пойдет на продажу в ереванские магазины, а полученный доход поможет и дальше развивать это направление в школе.
Свобода в «Зените»
Свобода в «Зените»
В школе есть своя джазовая группа со звонким названием «Зенит». Её участники ­– в основном самоучки. Ребята достигли высокого уровня: они выступают не только в школе, но и на республиканских концертах, а их фанаты приходят к ним на репетиции и квартирники. Руководитель группы, выпускник консерватории Арам Саргсян считает, что главное – дать воспитанникам свободу, так как это и есть отличительная черта этого музыкального направления: «Чтобы научить детей джазу, нужно сделать так, чтобы они его слушали – заразить им». «Зенит» хорошо иллюстрирует главную идею школы: свобода и развитие личности – путь к профессиональному успеху.

Данил Савченко (г. Волгоград)
«Образовательный сад», учебные лагеря, музыкальное воспитание
«Образовательный сад», учебные лагеря, музыкальное воспитание
Ашот Блеян считает, что процесс обучения должен напоминать «образовательный сад».
Говоря «сад», я имею в виду полностью охраняемую среду, где люди чувствуют друг друга, где вы несёте ответственность за каждый шпиль и цветок.
Ашот Блеян
Директор образовательного комплекса
Частью «образовательного сада» стали учебные лагеря, которые длятся от одного до трёх дней и проходят как в учебный период, так и на каникулах. По словам директора, такие поездки делают обучение более мобильным, помогают расширить кругозор учащихся. Очень важным, по мнению Ашота Блеяна, является музыкальное образование. Он уверен, что без знакомства с музыкой Моцарта, Бетховена и Комитаса образование не может быть полноценным, поэтому недавно в школе открылся концертный зал. Основатель комплекса также отмечает важность деятельности школьного хора.
Частью «образовательного сада» стали учебные лагеря, которые длятся от одного до трёх дней и проходят как в учебный период, так и на каникулах. По словам директора, такие поездки делают обучение более мобильным, помогают расширить кругозор учащихся. Очень важным, по мнению Ашота Блеяна, является музыкальное образование. Он уверен, что без знакомства с музыкой Моцарта, Бетховена и Комитаса образование не может быть полноценным, поэтому недавно в школе открылся концертный зал. Основатель комплекса также отмечает важность деятельности школьного хора.
Данил Савченко (г. Волгоград)
Данил Савченко (г. Волгоград)
Неприятности нипочём
Неприятности нипочём
Столкнулась школа и с неприятностями. В 2020 году Ашоту Блеяну пришло письмо, согласно которому он должен оставить должность из-за своего возраста – ему исполнилось 65 лет. Однако всё обошлось. Другая неприятность – ограбление. Кто-то украл из школы несколько ноутбуков. На происшествие директор отреагировал благородно: «Я бы не хотел, чтобы парень сел в тюрьму, поскольку, возможно, он нуждается в помощи». Школу такие события сломить не могут, здесь горят своей идеей. Многие ученики комплекса после выпуска становятся преподавателями центра.
Данил Савченко (г. Волгоград)
Здесь никто не будет ограничивать: Ашот Блеян считает выбор ученика главным, а идейный базис школы определяет как «уважение, самоконтроль, открытость и созидание».
Плюс нашей школы, что она дает возможность сделать образование интересным тебе, разнообразить его.

Мери
Ученица комплекса