Камо Сейранян
Мастер игры на дудуке (г. Ереван)
Камо Сейранян
Мастер игры на дудуке,
г. Ереван
Армения родилась тогда, когда родился дудук — в этом уверен мастер игры на музыкальном инструменте Камо Сейранян. С 2012 года музыкант является Заслуженным артистом Армении. В числе его наград две премии Swallow Awards: одна — за лучшее исполнение, другая — за лучший музыкальный проект. Камо объездил с выступлениями полмира, бывал в США, Австралии, Австрии, Франции, Греции, нескольких арабских странах, и, конечно, в России. Однако главное для музыканта не популярность, а возможность исполнять музыку, которая проникает в души и сердца людей.

О волшебстве дудука

Вернемся к дудуку. Этот музыкальный инструмент очень напоминает нашу русскую дуду: он тоже исторически был инструментом для пастухов, которые играли на нём во время долгого уединения в горах. Однако, устроен дудук несколько сложнее. Звук рождается от вибрации двух тростниковых пластин, а музыкант регулирует его, открывая и закрывая игровые отверстия (их, кстати, девять).
Прототипы инструмента изготавливали из костей животных и тростника. Современный дудук, как правило, мастерят из тутового, абрикосового, сливового или орехового дерева. Благодаря таким материалам и довольно широкой трости (трубке) инструмент звучит неповторимо печально, но в то же время легко и живо. Однако именно армянский дудук — циранапох (арм. ծիրանափող) — делают исключительно из 30-35-летнего абрикосового дерева, которое резонирует по-особенному. От 5 до 7 лет требуется только для того, чтобы высушить древесину, после этого необходимо придать материалу новую форму, а уже потом делать дудук. В результате получается мягкое звучание скорее похоже на мягкий, трогающий за душу человеческий голос.
Традиционный дудук
Тот, что изготавливается из дерева абрикоса, самый распространённый.
Басс-дудук
Инструмент покрупнее, предназначен для извлечения особенно глубоких, низких звуков. По форме он длиннее и шире, чем традиционный, что и влияет на его звучание.
Пикколо-дудук
Самая маленькая версия дудука, но не самая слабая по звучанию. Такой инструмент способен дотянуться до самых высоких, пронзительных нот.
«Когда родился первый армянин — в этот же момент родился и дудук»

Камо Сейранян, дудукист

Бессонные ночи и первый концерт с симфоническим оркестром

Музыкант вспоминает, как долгие годы он мог не спать ночами, чтобы научиться хорошо играть и подобрать хороший репертуар для первого концерта с симфоническим оркестром. И как же хорошо, отмечает Камо, когда твой близкий друг — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Сергей Смбатян. «Он мне говорит: я готов, я у тебя рядом!», — вспоминает дудукист Камо Сейранян свою подготовку к выступлению.
Музыка — это то, без чего невозможно жить. Музыкант – это тот, кто не может жить без музыки.
Сергей Смбатян
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра
К словам маэстро Смбатяна можно только добавить, что музыкальный инструмент — это воплощение самых чувственных душевных струн. Они звучат — и связывают сердца разных народов, разных культур и взглядов. Помните, что армянский дудук чем-то похож на русскую дуду? Вот так и связаны неразрывно две эти культуры, стремящиеся существовать в едином культурном и творческом пространстве и творить прекрасное.
Интересный факт
В 2005 году звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
Нередко прекрасные звуки дудука мы можем услышать в качестве саундтреков к фильмам, режиссёры которых стремятся создать атмосферу всеобъемлющей силы Бога, величественной красоты природы или глубокой человеческой мысли. «Последнее искушение Христа» (1988), «Гладиатор» (2000), «Сириана» (2005), «Кровавый алмаз» (2006), «Обещание» (2016) это лишь несколько примеров фильмов, где звук дудука используют в качестве музыкального оформления.
Без дудука жизни нет. Дудук — это наша жизнь. Я не знаю такого человека, который не любит дудук.
Камо Сейранян
дудукист из Еревана