Любовь Киселёва
(г. Тюмень)
Автор фотографий – Сергей Киселёв

Спешить туда, где ты нужнее

У Евгения Корнильцева-Быстринского есть возможность работать в столице. Мастерская — в Зеленограде. Однако известный художник предпочитает жить и творить в Быстрой. Деревушке недалеко от Голышманово, где всего-то шесть дворов…
Евгении Корнильцеве-Быстринском — художник. Из столицы он уехал в свою родную деревню — Быстрая в Голышмановском городском округе — чтобы не дать ей исчезнуть с лица земли. В деревне всего шесть дворов, проехать туда можно только посуху. Но стараниями Евгения Корнильцева деревушка живёт: там открыли Дом художника, проводятся престольные праздники. Приезжают сюда и живописцы. За вдохновением.

Учился он, пожалуй, всю жизнь. Сначала в Заочном народном университете искусств, потом в Свердловском художественном училище, где после его окончания на три года оставался преподавать. В начале 90-х перебрался в Москву, поступил в Строгановское училище, начал постигать искусство иконописи. В 1994-м стал членом Московского союза художников. И вдруг оказался в Красноярском крае, где провёл почти десять лет, занимаясь организацией выставок.

В 2007 году опять поехал в Москву. Учился в иконописной школе-мастерской, одновременно преподавал академический рисунок и живопись, вёл детскую студию. А несколько лет назад в его судьбе произошёл очередной поворот — мастер вернулся в Быструю.
Снится мне деревня

«В каких бы городах ни жил, снились по ночам эти места, эти болота. Влекло непреодолимо сюда, ничего не мог с собой поделать. Деревня моя — симпатичная. Мне нравится! Очень хочется мир деревенский сохранить. Дорог он мне. Отсюда не сбежишь. Как есть у человека мама с папой, так и малая родина. Её не выбираешь. В 90-е годы пришлось уехать из Быстрой. Тогда она ещё ничего была, держалась. А вот в 2000-е… Однажды приехал сюда — понял: надо что-то предпринимать. Браться за дело. Спасать родную деревню. Голышмановский — район замечательный. Администрация поддерживает мои начинания. Одно из них — открыть в Быстрой Дом художника, в здании старой школы».
Года четыре назад неугомонный живописец устроил там, в холодном помещении, персональную выставку. Пригласили на открытие главу района. Александр Желтоухов откликнулся, приехал — и завертелось…
Сейчас Евгений Витальевич — староста в Быстрой, а ещё председатель районного общества трезвости. Занимается также ещё одним хлопотным делом — организацией выставок различных художников. Плюс ведёт занятия. Голышмановской арт-судии уже шесть лет.
«Уединённость, оторванность от благ цивилизации художникам творить не мешают. Наоборот, красоты здешние вдохновляют».
«Я сейчас получаю зарплату. Пишу для себя. Могу себе позволить не пытаться угодить заказчику. Чем плохи заказные картины? Там деньги многое диктуют. Мне ближе, понятнее та, которую человек с душой делал. Каждый свой выбор делает. Если задуматься, богатство разное бывает. Кого-то город манит — там и заказы, и выставки, отдача больше. Картины опять же покупают. Но… в деревне — свежий воздух, тёплый дом, природа. Мне дороже именно это».
Когда-то он работал директором школы в этой деревне, а также кочегаром и дворником.
Нескучная жизнь
В 1995 году в Музее изобразительных искусств состоялась его персональная выставка «Времена года». В конце 2017-го в Тюменском драматическом театре царило его «Пятое время года». Не так давно эту же выставку представили в Тобольске, во Дворце наместника.
«Выставка живёт своей жизнью. Путешествует, катается по городам: Урал весь объехала, в Москве, Екатеринбурге, Тюмени была. Общественные хлопоты много времени отнимают, но удаётся успевать и занятия вести, и самообразованием заниматься.
Интересная жизнь у меня. Нескучная. А в деревне разве заскучаешь?! В пять утра встаёшь, чтобы всё успеть. Вон какое хозяйство — коровка, пять коз, кошки, собаки, три лошади. Одна — Цыганка — рабочая. Её и в телегу, и в сани запрягаем, и верхом на ней езжу».
Начинал я как художник-любитель. Писал на кухне маме, папе, дядюшке, тётушке… Им нравилось. Меня поддерживали. Я не поддаюсь современным движениям в искусстве. Нашёл свою нишу — и пишу то, к чему душа лежит. По-другому не могу. В моих работах должно быть и моё сердце.
Армия всё перевернула

Полезно, оказывается, туда ходить. Был у нас ефрейтор Шурупов. Однажды на вечернем построении спросил: «Кто умеет рисовать?» Я робко признался, что в детстве немного рисовал, с «Мурзилки» картинки срисовывал. «Будешь художником!» — выдал ефрейтор. Что-либо возражать было бесполезно. Да и кто рискнёт? Так и начал альбомы армейские рисовать. Через полгода уже в штабе служил. Потом заочно поступил в Народный университет имени Крупской, пока был в армии… После — сразу в Свердловское художественное училище имени Шадра. На оформительское отделение.
Дальше писал натюрморты с видом из окна, против света. Портреты дорогих мне людей — родственников, друзей. Так скромно рассказываю о мире, который меня окружает. Продолжаю этот реалистичный цикл — «Времена года».

«Даже если ничего радостного в окружающей меня действительности не вижу, ищу его. Когда что-то такое промелькнёт, хватаюсь за этот образ. Важно верить, что всё будет хорошо. Я верю… Понимаете, есть две формы существования: просто наслаждаться жизнью или служить людям. Пока ты молодой, стремишься найти место получше, а с годами понимаешь: важно не только брать, но и отдавать. Спешить туда, где ты нужнее, а не туда, где хорошо. Это правильно».
Форма для отправки материала