Ольга Светлая
(г. Прокопьевск, Кемеровская область)
Кормление духов
Предназначение шамана — не дар. Это обязанность, отказаться от которой — значит навлечь на весь свой род несчастья. коренные жители Кузбасса раскрыли тайны древней религии

22 сентября — день осеннего равноденствия

Шаманы (по-тюркски камы) и местные жители-шорцы перемену погоды объясняют так: ду́хи предков дали возможность провести обряд при хорошей погоде. По тюркским поверьям, в это время природные и духовные сущности покидают Землю — к людям они спустятся только в марте.

Сергей в прошлом предприниматель. Бизнес успешно развивался, но со временем начались проблемы, которые в итоге привели к разорению.

«В моей жизни произошёл случай, когда я должен был умереть. Но меня оставили. А раз оставили, будь добр — служи людям», — делится Сергей.

Говоря об этом случае, он имеет ввиду ножевое ранение. Лезвие не задело жизненно важные органы, и мужчина остался жив. Посвящение в шаманы кам Амас прошёл четыре года назад.
Шаман — это посредник между духовными сущностями и земными. Быть шаманом интересно в том смысле, что нет каких-то учебников или пособий, у каждого свой путь. Есть шаманы видящие — им проще, они видят, что им говорят духи
Ещё шаманам нельзя назначать цену за свою помощь. Если человек хочет отблагодарить — пусть даст столько, сколько посчитает нужным. А лучше — преподнести какой-то подарок. Но совсем не поблагодарить шамана — неправильно.

Одна из первых, кто пришел на обряд — 27-летняя Валерия. Она — видящая. Правда, сама девушка называет себя не шаманкой, а «человеком со Знанием». Но признаётся: может предсказывать будущее, лечить людей — «смотря что духи дадут».

По её признанию, жить с таким даром сложно. Валерия старается его не афишировать. Тем не менее люди обращаются к ней за помощью. Чаще всего идут с семейными проблемами, просят полечить детей.
Мужчины уже успели разделать барана — угощение для духов и для участников праздника. Женщины накрывают на стол. Явств много — хлеб, выпечка, блины, овощи, зелень, печенье, конфеты. Рядом с будущим костром появляются подносы с яствами.
«Это пища для обряда кормления духов, — объясняет кам рода Кечен, Наталья Шипеева. — По шорским поверьям, бог Ульгень — Небесный Бог-Создатель, затем Духи стихий (Воды, Земли, Огня, Воздуха), Духи местности (Духи гор, рек, лесов). Есть ещё Родовые Духи. У шорцев 16 родов. На больших праздниках, таких как сейчас, встречаются камы всех родов».
Шаманы облачились в обрядовую одежду. На огне бурлит этпе-тутпаш.
Камы приглашают на ритуал очищения. Все присутствующие встают друг за другом. Соблюдается очерёдность: сначала мужчины по старшинству, за ними женщины — тоже по старшинству. В руке Сергея чаша с тлеющими травами.
После встают вокруг подготовленных поленьев для обрядового костра. Руки открыты ладонями вверх. Шаман зажигает огонь. Идут по кругу, за нами — шаманы с бубнами. Бубен — главный инструмент у камов, с его помощью призывают духов.
Теперь наступает черёд кормления духов. Каждый кладёт в огонь пищу, благодарит духов за помощь и поддержку, просит о том же на будущий год. Кто-то говорит на шорском языке, другие — на русском.




«Пусть это небо и земля всегда существуют. Пусть наш край процветает. Пусть наш народ всегда будет сильный, а в каждой семье рождается много детей. Пусть будет любовь и урожай».


После этого — троекратный поклон.
Когда все участники встречи сделали «шок», снова встают вокруг костра и ещё трижды обходят его. После этого все присутствующие тепло обнимают друг друга, желают здоровья, добра, благополучия.
Заканчивается праздник совместной трапезой.
Форма для отправки материала