Завершились съемки совместного российско-армянского документального фильма «Я – Айвазовский, родом из Крыма». Проект был подготовлен в преддверии 200-летия «гения моря» вместе с молодыми студентами Московского Государственного Лингвистического университета и Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского при поддержке министерства культуры Республики Армения. 

 MG 0466
 
Иван Айвазовский, рожденный как Ованес Авазян, остается частью армянской культуры и частью мирового наследия. Он считал Феодосию своей родиной и очень многое сделал для города. 

 MG 0650
К его юбилею благодаря помощи архиепископа Езраса, заслуженного строителя России Варткеза Арцруни и других армянских меценатов удалось восстановить памятник, могилу художника и фасад дома, в котором жил маринист и в котором сегодня находится Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского.   

 MG 1723

natasha1Наталья Подлыжняк, редактор фильма
«Ключевым местом по сценарию была картинная галерея, в которой жил и работал художник. Когда мы подъехали к ней, то невольно ахнули. Весь фасад был завешен строительным полотном. О каком красивом кадре здесь можно говорить? Даже если сетка цвета морской волны… Но у медали всегда две стороны, мы решили сделать это преимуществом нашего фильма».

В городе многое помнит Айвазовского – дом, в котором он родился, холм, с которого он рисовал вид на Феодосийский залив, дом сестры, памятник жене. Там в честь мариниста назван проспект, детская художественная школа – и все: дети, преподаватели, сотрудники галереи, обычные горожане готовы сказать ему «Спасибо». Благодаря Айвазовскому люди знают про Крым и, в частности, про Феодосию.  
 
 MG 0655

«Могила Айвазовского на территории церкви Суб-Саркис тоже была в лесах и пыли. Мы приехали в самый разгар подготовки к юбилею. Так родилась идея включить в сценарий истории про рабочих, скульптора-реставратора и других людей, которые своими руками отдавали дань человеку, сделавшему так много для города». 
 MG 1695
 
Съемочная группа встречалась с крымскими журналистами и краеведами, чтобы найти точные места, изображенные на картинах Айвазовского - в фильме был использован такой новаторский метод, как «оживление картин». 

«Еще одной уникальной находкой была встреча в галерее делегации черноморцев из Москвы. Они направлялись в Севастополь встречать День победы. Сам Айвазовский еще при жизни был причислен к штабу Морского министерства с правом носить мундир, и благодаря своим картинам заслужил невероятное уважение в глазах военных. «Он научил нас любить море» - сказал мне один седовласый моряк, и я поняла, что ради этих слов мы и снимает наш фильм».

Почему социальные медиа должны вернуться к простому человеку? Ашот Джазоян рассказал корреспонденту ИА РЕГНУМ об идее создания проекта «Я живу в России», о трудностях, с которыми команда сталкивалась на съемках, и о том, кому на самом деле должно принадлежать медиапространство. 

ИА REGNUM: Как появилась идея создания проекта?
Идея создания таких фильмов появилась давно. На полосах наших газет, в эфире наших каналов не хватает простого человека, который каждодневно выполняет рутинную работу, но делает это с душой. Эти обычные люди нужны и важны, на них держится вся Россия. Они изумительно красивы, потому что умеют создавать и созидать жизнь. Это и метростроевцы, и рабочие, и учителя, и скульпторы, и врачи. Их объединяет то, что они все любят свою работу — будь то учительница Луцинской средней школы Пелагея Шмакова, преподавательский стаж которой составляет уже более 50 лет, или директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В одну минуту мы стараемся внести всё самое важное, что касается нашего героя и его труда. Важно, чтобы наше новое поколение журналистов вернуло в социальные медиа простых людей, чей труд мы либо не ценим, либо просто не задумываемся о нем. Проект «Я живу в России» позволит людям, которые живут, работают и учатся в России, почувствовать, что медиапространство принадлежит им.

Нам нужны истории про таких людей. У Пастернака есть фраза: «Привлечь внимание пространства к себе». Я хочу привлечь внимание пространства к ним. Мы напомним новому поколению журналистов, что за быстротечным развитием технологий забыта главная цель нашей профессии. Она не только в том, чтобы продвигать свой личный блог или вести прямую трансляцию с места событий, делясь с миром своими рассуждениями. Технологии — лишь средства, используя которые, можно вернуться к тому, что действительно ценно. Вернуться к человеку. Сегодня он часто остается вне поля зрения наших телефонов. Мы хотим соединить новые технологии с этой целью журналистики и подчеркнуть, что, несмотря на одиннадцать часовых поясов, граждан нашей страны все-таки объединяет идентичность. Пусть строитель из Владивостока увидит своего коллегу из Калининграда, почувствует их общность.

ИА REGNUM: А будете ли Вы продолжать снимать подобные сюжеты?
Конечно, это часть моей жизни. Я уже сделал сюжеты про Армению — «Армянские эскизы», про Испанию — «Страна у моря». Я захотел понять, что представляют собой люди Каталонии. Эти сюжеты уже показывали по испанскому телевидению. Это очень интересно, и я буду продолжать работать над проектом.


Трейлер документального фильма «Армянские эскизы», реж. Ашот Джазоян

ИА REGNUM: Сколько времени у Вас уходит на создание одного сюжета?
Около одного дня. Мы не делаем постановочные видео: снимаем то, как человек живет, чем он занимается, как трудится. Мы никогда не мешаем ему, а просто начинаем следить. Есть такое выражение: «Красота — в глазах смотрящего». Если ты красиво смотришь, то у тебя может получиться.

Также важно, чтобы была внутренняя драматургия, то есть чтобы было начало сюжета, развитие и завершение. Это не должно быть просто повествование о том, чем занимается человек, ведь зрителю должно быть интересно смотреть. Здесь должна быть журналистская сноровка, режиссерский подход. Драматургия, заложенная в каждом отдельном документальном сюжете, позволяет в едином целом показать различные ракурсы, незаметные на первый взгляд для обычного гражданина. Каждая короткометражная зарисовка, таким образом, приобретает самостоятельную художественную ценность. Такая модель раскрытия темы, в которой каждая минута общего сюжета представляет собой матрицу, может быть самостоятельно использована в Интернете, на телевидении, в кино и мобильном приложении

Важное место также занимает монтаж и музыка. Причем музыка должна сразу давать понимание того, что это Россия. Например, в алтайском сюжете о директоре музея им. Василия Шукшина мы взяли музыку из «Калины красной», но в другой обработке.

Самое главное — чувствовать этих людей. Десятки и сотни людей, которые мне повстречались — это люди, которые должны быть основой наших социальных медиа. Когда мы будем смотреть на то, чем они занимаются, мы задумаемся над тем, чем занимаемся мы и нужно ли это. Нам захочется стать такими, как они — просто жить своей жизнью и любить свое дело, не стараясь намеренно отличиться от других, просто чтобы попасть на экран. Мы должны сделать так, чтобы люди из одиннадцати часовых поясов начали разговаривать друг с другом и сами с собой.

ИА REGNUM: Как вы находите героев для сюжетов?
В Алтае мне помог Рерих и Шукшин. А вообще, поскольку я секретарь Союза журналистов России и очень много езжу по стране, я общаюсь с большим кругом журналистов почти во всех регионах. А журналисты практически всё обо всех знают. Они рассказывают о каких-то интересных людях, и мы с ними встречаемся. Не обо всех решаемся создать сюжет. Но когда мы чувствуем, что это интересно и из этого может что-то получиться, мы начинаем работать.

Для меня как автора очень важно прочувствовать героя, он должен стать для меня родным. К сожалению, не всегда получается куда-то ездить снимать, потому что в любом случае нужны какие-то средства.

ИА REGNUM: А как происходит финансирование проекта?

По-разному. Например, в Алтай мы ездили на форум, дорогу оплачивал Союз журналистов. А когда снимали сюжеты, нам нужно было много ездить по краю, и поддержало правительство Алтайского края. Но такое бывает не всегда. Часто я выезжаю в командировку как секретарь Союза журналистов, и тогда мы выделяем два-три дня на съемки. Когда мы снимали в Эрмитаже, нас поддержало Министерство культуры России.

ИА REGNUM: Значит, команда, которая работает над проектом, постоянно меняется?
Есть постоянная часть команды — это я и два человека, которые занимаются монтажом. Музыкой занимаются разные люди. Операторы тоже меняются: из России, Белоруссии, Армении…

ИА REGNUM: Когда проект был еще на стадии планирования, у Вас изначально была идея создавать сюжеты длительностью в одну минуту, или Вы пришли к этому со временем?
Я делал раньше большие документальные фильмы, маленький формат пришел со временем. Современное медиапространство, особенно социальные медиа и Интернет, любит, когда всё коротко.

Я могу сравнить этот жанр с нейрохирургией, потому что в нём очень трудно работать. Сюжет нужно сделать так, чтобы он оставался человеческим, не был рекламой и пафосом и одновременно был естественным. Если нарушишь одно из табу, сюжет не будет интересным.

Продолжение интервью читатйе на сайте ИА РЕГНУМ

Киран Доддс (рожд. 1980) – фотограф-документалист, известный своими фоторепортажами и портретами. В его работах можно увидеть взаимосвязь между окружающей средой и культурой, прослеживая мировую историю через повседневную жизнь.

Киран прошел профессиональную подготовку в Herald newspaper group в Глазго, за творческую карьеру набрал множество национальных и международных наград, в том числе и 1-ое место на World Press Photo за историю о летучих мышах в национальном парке Касанка в Замбии. В последнее время в центре внимания Кирана родная ему Шотландия, пейзажи которой помогают ему рассмотреть образ шотландской уникальности сквозь время.

story all rus

РЫЖИЕ (Gingers)

«Только рыжий может называть другого рыжего рыжим».
Тим Мичнин, австралийский актёр, комик и музыкант британского происхождения.

Киран Доддс участвовал со своим фотопроектом «Рыжие» (Gingers) в Международной фотовыставке «Я так живу», которая проходила в рамках X Медиа-Форума «Диалог Культур» в Здании Главного штаба в 2015 году. Наши соотечественники были восхищены работой фотографа, ведь его фотографии – это не просто портретная серия, но история «рыжего народа» в целом, и каждого «рыжего» в отдельности.

«Каково это, быть рыжим?» рассказывает автор проекта Киран Доддс:

Рыжие – повод пошутить для идиотов, которые считают нас глупыми, уродливыми или дегенератами вовсе. Но рецессивный ген, который сделал нас мутантами, не превратил нас в супергероев или людей Икс. Все, что мы можем – круто выглядеть и отражать солнце фарфоровой кожей.

В Шотландии самый высокий процент рыжих людей в мире. Недавно было объявлено, что Эдинбург является мировой столицей «волос имбирного цвета», так как 40% населения носители гена. Но только 13% на самом деле имеют тот самый редкий, благословенный цвет волос, поэтому мы по-прежнему в незначительном меньшинстве.

На примерах людей, которые являются носителями этого «благословенного» гена я хочу рассказать каково это-жить с самым редким цветом волос на земле.

story 9 frame

Комментарии участников фотопроекта:

Стюарт, 9, Ист-Килбрайд

«Мама говорит, что ей очень легко найти меня в толпе, потому что я рыжая. Ни у кого в моей школе нет рыжих волос, что означает, я могу бы попасть в беду, потому что меня легко заметить».

Дэви, 43, Глазго

«Люди обычно говорят, что у нас есть вспыльчивый характер, но у меня всегда было наоборот, я уравновешенный, спокойный и дружелюбный».

Родился 18 сентября 1963 года. Изучал историю, затем учился в школе Журналистики в Париже, в Центре Подготовки Журналистов. С 1989 года работаю репортером на TF1. До 1995 года я работал новостном выпуске Journal de 13 heures на TF1, и специализировался на освещении жизни французских регимонов. В 1995 году я был вторым корреспондентом TF1 в Вашингтоне, США, работал в нескольких отделах редакции, таких как: общий информационный, общество, экология, культура, наследие.

Мои любимые области – история, история первобытного общества и путешествия. Путевые заметки, точнее репортажи в их стилистике, стали моей излюбленной формой подачи материала читателю. В течение последних нескольких лет я путешествовал не только по Франции, но – по всему миру, успел побывать в Канаде, США, Бразилии, Полинезии, видел Индийский Океан. 


Недавно я работал над серией репортажей в Антарктиде, основанной на французской научной базе. Мне повезло побывать три раза в России: в Москве, в Санкт-Петербурге и на Урале. Мне посчастливилось участвовать во встрече Медиаконгресса, организованной Ашотом Джазояном совместно с музеем Эрмитаж в Санкт-Петербурге в 2013 году. 

Я надеюсь скоро вернуться в Россию в связи с Чемпионатом мира 2018. Я люблю русский язык и литературу, читаю таких авторов как Достоевский, Толстой, Аксёнов. Люблю русскую музыку, особенно Чайковского и Шостаковича, а также школу классического русского танца. 
Я очень рад возможности помочь созданию новых связей и поддерживать хорошие отношения с нашими российскими коллегами, чему проект «Медиаканикулы в Париже» однозначно будет способствовать.

Load More