Как вся Феодосия Айвазовского кормильцем называет
Завершились съемки совместного российско-армянского документального фильма «Я – Айвазовский, родом из Крыма». Проект был подготовлен в преддверии 200-летия «гения моря» вместе с молодыми студентами Московского Государственного Лингвистического университета и Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского при поддержке министерства культуры Республики Армения. 

 MG 0466
 
Иван Айвазовский, рожденный как Ованес Авазян, остается частью армянской культуры и частью мирового наследия. Он считал Феодосию своей родиной и очень многое сделал для города. 

 MG 0650
К его юбилею благодаря помощи архиепископа Езраса, заслуженного строителя России Варткеза Арцруни и других армянских меценатов удалось восстановить памятник, могилу художника и фасад дома, в котором жил маринист и в котором сегодня находится Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского.   

 MG 1723

natasha1Наталья Подлыжняк, редактор фильма
«Ключевым местом по сценарию была картинная галерея, в которой жил и работал художник. Когда мы подъехали к ней, то невольно ахнули. Весь фасад был завешен строительным полотном. О каком красивом кадре здесь можно говорить? Даже если сетка цвета морской волны… Но у медали всегда две стороны, мы решили сделать это преимуществом нашего фильма».

В городе многое помнит Айвазовского – дом, в котором он родился, холм, с которого он рисовал вид на Феодосийский залив, дом сестры, памятник жене. Там в честь мариниста назван проспект, детская художественная школа – и все: дети, преподаватели, сотрудники галереи, обычные горожане готовы сказать ему «Спасибо». Благодаря Айвазовскому люди знают про Крым и, в частности, про Феодосию.  
 
 MG 0655

«Могила Айвазовского на территории церкви Суб-Саркис тоже была в лесах и пыли. Мы приехали в самый разгар подготовки к юбилею. Так родилась идея включить в сценарий истории про рабочих, скульптора-реставратора и других людей, которые своими руками отдавали дань человеку, сделавшему так много для города». 
 MG 1695
 
Съемочная группа встречалась с крымскими журналистами и краеведами, чтобы найти точные места, изображенные на картинах Айвазовского - в фильме был использован такой новаторский метод, как «оживление картин». 

«Еще одной уникальной находкой была встреча в галерее делегации черноморцев из Москвы. Они направлялись в Севастополь встречать День победы. Сам Айвазовский еще при жизни был причислен к штабу Морского министерства с правом носить мундир, и благодаря своим картинам заслужил невероятное уважение в глазах военных. «Он научил нас любить море» - сказал мне один седовласый моряк, и я поняла, что ради этих слов мы и снимает наш фильм».